Алхимия желания в образе Чхиннамасты

21 апреля, 2021
Главная > Блог Анны > Статьи > Десять махавидий > Алхимия желания в образе Чхиннамасты
21 апреля, 2021

ENGLISH BELOW

Мифы и символы духовных традиций человечества — это своеобразный код, который помогает нам получить доступ к прямому переживанию своей глубинной природы. Символы активируют нашу связь с различными аспектами этой природы, каждый из которых может стать ключом к окончательному Пробуждению. Однако для того, чтобы тот или иной символ подействовал, нам нужно сделать его “своим” и создать с ним личную связь. Если образы, с которыми мы работаем в практике, остаются для нас чистой абстракцией, чем-то отвлеченным и экзотичным, в уме ничего не изменится. Необходимо внимательно изучить контекст символа, который предлагает нам миф, и соотнести его с собственным опытом. Тогда символ становится живым и мощным, словно божественная сила воистину присутствует в пространстве нашего восприятия, воплотившись в определенной форме. 

Школы индийской и буддийской тантры предлагают нам работать с самой мощной энергией мира человеческих существ — энергией желания, превращая ее из коварного врага в непобедимого союзника. Образ, передающий самую суть алхимического процесса — это Чхиннамаста, одна из десяти махавидий, десяти форм Шакти, созидающего женского начала Вселенной. 

В дхьяна мантрах (текстах, описывающем облик божества, с которым практикующий сливается во время садханы) Чхиннамаста выглядит так:

“Я медитирую на богиню Чхиннамасту, которая восседает в центре солнечного диска и держит в левой руке свою отрубленную голову с разинутым ртом. Ее волосы растрепаны, и она пьет струю крови, льющуюся из ее шеи. Она восседает на Рати и Камадеве, предающихся сексуальным играм, и радуется вместе со своими подругами Дакини и Варнини».

«Она стоит в позе ярости, выставив ногу вперед. В одной руке она держит свою отрубленную голову, а в другой — меч. Она обнажена и с удовольствием пьет кровь, хлынувшую из ее обезглавленного тела. У нее три глаза, а в сердце ее украшает голубой лотос. Следует медитировать на Чхиннамасту, цвет лица которой напоминает красный цветок гибискуса. Она стоит на Каме и Рати, которые занимаются любовью. Справа от нее Варнини, одержимая раджа-гуной, белого цвета, с распущенными волосами, держащая меч и чашу из черепа. Она с радостью пьет кровь, льющуюся из перерезанной шеи Дэви. Слева от нее Дакини, которая также пьет кровь, текущую из обезглавленного тела Чхиннамасты. Она одержима тама-гуной и наслаждается миром в состоянии растворения. Следует медитировать на эту богиню, которая дарует благословение своим преданным”. (Цит. по Kinsley, David “Tantric Visions of the Divine Feminine”). 

Символизм этой формы Шакти поистине неисчерпаем. Для меня она стала невероятно мощным инструментом, инициирующим процесс трансформации эгоистических устремлений в нечто большее — в состояние безусловной любви, позволяющее поддерживать, защищать и питать тех, кто в этом нуждается. 

В этой форме Богиня предстает лишенной головы, которую она отрубила по собственной воле. Есть несколько мифов о том, как это произошло, однако все они подчеркивают акт самоотдачи и самопожертвования Дэви. Вот одна из историй.

Во одну из эпох гармонии между Шивой и Шакти божественная пара пребывала на горе Кайлас. Как известно, больше всего им нравится заниматься любовью, бросать кости или ссориться, когда Шакти выигрывает у Шивы (а так проиходит всегда, ведь она — та, кто создает феноменальный мир и является сутью всех вещей и процессов). Во время любовных игр Дэви ощутила, что Шива вот-вот достигнет вершины наслаждения, и впала в ярость, ибо необузданное эгоистическое стремление к удовольствию ради себя несравнимо с нектаром необусловленой любви, источником которого является Богиня. Поэтому Шакти покинула Шиву прежде, чем тот достиг экстаза, и в бешенстве оставила дом. Однако даже гнев Дэви обладает созидающей силой, разрушая то, что должно быть растворено и освобождая пространство для новой жизни. Поэтому из ярости Дэви возникли две шакти — Дакини и Варнини, ставшие ее преданными спутницами.

В сопровождении подруг Богиня отправилась берег реки Пушпабхадра, где некоторое время предавалась беззаботным играм в бытие и небытие. Когда наступил полдень, утомленные шакти попросили ее: «Пожалуйста, дай нам поесть». Будучи матерью всех существ, поддерживающей жизнь, Дэви с любовью взглянула на своих детей и отрубила себе голову. Левым потоком крови она накормила Дакини, правым — Варнини, а центральный излился в ее собственный рот. Затем она вернула голову на место и приняла первоначальный облик.

По другой версии, Чхиннамаста появляется в известной истории о пахтании океана. После того, как боги и демоны добыли нектар бессмертия (сому), Чхиннамаста забрала долю демонов и выпила ее сама. Затем она отрубила себе голову, чтобы лишить демонов бессмертия. Так она позволила богам вернуть бразды правления и восстановила равновесие во Вселенной.

Добровольное обезглавливание Чхиннамасты является актом огромной любви по отношению к живым существам, которые умоляют ее о помощи. Она делает это, чтобы поддержать все сущее, подобно бодхисаттвам, лишившим себя жизни ради спасения других. Очевидное значение этого действа — первичная жертва и обновление творения. Богиня приносит себя в жертву, и кровь, выпитая ее служителями, обновляет или воскрешает вселенную.

Также это метафора обезглавливания эго, или освобождения желания от привязанности к определенному объекту, или состояния бодхичитты — абсолютной любви ко всему сущему, основанному на понимании природы вещей. Отрубленная голова может означать и особое состояние расширенного, пробужденного сознания, лишенного цепляния за ложную идею “я”, стоящего в центре мира. 

Чхиннамасту изображают стоящей или восседающей на занимающейся любовью паре — это Кама, бог желания, и его супруга Рати, символизирующая объект или процесс удовлетворения желания. Нередко этот образ интерпретируют как подавление или контроль сексуальной энергии, которая в необузданном состоянии может стать препятствием для практикующего, и тот, делая выбор между собственным удовольствием и благом других, отдает предпочтение первому, усиливая, таким образом, хватку эго. Однако есть и другая версия.

Можно сказать, что желание в своей неочищенной, или непросветленной форме есть объектно-ориентированное сознание, привязанное к наслаждению ради себя. Одновременно это и основной источник энергии человека — созидающая сила, потенциал божественного творца, спящий в каждом из нас. Привычка к цеплянию за объекты удовольствия лишает нас возможности проявить этот потенциал в полной мере, потому что мы ограничиваем себя узким набором идей и способов их воплощения, доступных пониманию ограниченной структуры эго. Практика учит трансформировать эту привычку, освобождая желание от привязанности к объектам и позволяя потоку созидающей силы течь сквозь нас беспрепятственно. 

Чхиннамаста, будучи квинтессенцией бодхичитты, впитывает энергию желания Камы и Рати, наделяющей ее способностями и качествами матери Вселенной. Струясь вверх по телу Богини, эта энергия изливается из ее головы в виде потоков крови, чтобы накормить преданных и восполнить ее собственную силу. Cовокупляющаяся пара здесь не антипод Богини, а неотъемлемая часть ритмичного потока силы, ее источник, из которого разворачивается творение как таковое.

Поскольку стихия желания не скована эгоцентрическими мотивами, она становится поистине безграничной и может напитать весь мир. Именно так ощущается созидающая сила, не привязанная к объекту — мы чувствуем, что наши возможности расширяются беспредельно и поток энергии направляется именно туда, где в нем нуждаются больше всего. При этом меняется модус и качество наслаждения, которое мы испытываем. Это не радость обладания, но радость даяния, спонтанного, безусловного и равностного: в каждый момент времени мы готовы отдать все, чем являемся и чем обладаем, не выбирая при этом между друзьями и врагами. Эта готовность освобождает нас от гибельных объятий эго, жаждущего заполучить все богатства мира для себя, и наше сознание расширяется до сознания божественного, которое знает, что на пути к безусловной любви следует возложить “голову” — эгоцентрические устремления и концепции — на алтарь Шакти.

 


Alchemy of Desire in the Form of Chinnamasta

Myths and symbols of the spiritual traditions of humanity are like a code that helps us gain access to direct experience of our innermost nature. Symbols activate our connection with various aspects of this nature, each of which can become the key to the final Awakening. However, for a symbol to work, we need to make it «ours». If the images we use for practice remain abstract and exotic, deep layers of mind will stay untouched. It is necessary to carefully study the context of a symbol that a myth offers and correlate it with our own experience. A symbol then becomes alive and powerful as if the divine power is truly present in the space of our perception, incarnated in a particular form.

The schools of Indian and Buddhist tantra offer us to work with the most potent energy of the human realm — the power of desire, turning it from an insidious enemy into an invincible ally. The image that conveys the very essence of this alchemical process is Chinnamasta, one of the ten Mahavidyas, ten forms of Shakti — the creative feminine principle of the Universe.

In the dhyana mantras (the texts describing features of a deity a practitioner merges with during sadhana), Chinnamasta is shown as such:

«I meditate upon the Goddess Chinnamasta, who is seated in the center of the Sun disk and holds in her left hand her severed head with gaping mouth, her hair is disheveled, and she is drinking the stream of blood gushing out from her neck. She is seated on Rati and Kamadeva, who are engaged in sexual dalliance, and she is rejoicing with her friends Dakini and Varnini».

«She stands aggressively with her leg put forward. She holds her severed head in one hand and a sword in the other. She is naked and happily drinks the blood that gushes from her headless body. She has three eyes and is adorned with a blue lotus at her heart. One should meditate on Chinnamasta, who has the complexion of a red hibiscus flower. She stands on Kama and Rati, who are joined in sexual intercourse. To her right is Varnini, who is possessed by rajas guna, white in color, with loose hair, and holds a sword and a skull cup. She happily drinks the blood gushing from Devi’s severed neck. On her left is Dakini, who also drinks blood flowing from Chinnamasta’s headless body. She is possessed by tamas guna and enjoys the world in its state of dissolution. One should meditate on this Goddess who bestows blessings on her devotees.» (cit. ex Kinsley, David “Tantric Visions of the Divine Feminine”)

The symbolism of this image is truly inexhaustible. For me, it has become a potent tool that allows one to initiate the process of transforming selfish aspirations into something more — a state of unconditional love, which enables us to support, protect and nourish those who need it.

In this form, the Goddess appears to be devoid of her head, which she chopped off voluntarily. There are several myths about how this happened; however, they all emphasize Devi’s immeasurable generosity and sacrifice. Here is one of the stories.

In one of the epochs of harmony between Shiva and Shakti, the divine couple was abiding on Mount Kailash. As you know, most of all, they like to make love, throw dice, or quarrel when Shakti wins against Shiva, and this always happens because she is the one who creates the phenomenal world and is the essence of all things and processes. While playing love games, Devi felt that Shiva was about to reach the acute pleasure and got furious, for an unbridled egoistic desire for delight is incomparable with the nectar of unconditional love, the source of which is the Goddess. Therefore, Shakti dismounted Shiva before he reached a peak of ecstasy and left home infuriated. However, even Devi’s anger contains creative power, destroying what needs to be dissolved and making room for new life. Out of Devi’s rage, two shakti arose — Dakini and Varnini, who became her devoted companions.

Accompanied by her friends, the Goddess went to the Pushpabhadra River, indulging in carefree games of being and non-being. When it was noon, the weary shaktis asked her, «Please give us something to eat.» As the life-sustaining mother of all, Devi looked lovingly at her children and chopped off her head. She fed Dakini with the left stream of blood, Varnini with the right, and the central one poured into her own mouth. Then she put her head back in place and took on her original form.

According to another story, Chhinnamasta appears in the famous myth of churning the ocean. After the gods and demons obtained the nectar of immortality (soma), Chinnamasta took the demons’ share and drank it herself. Then she chopped off her head to deprive the demons of their dose of immortality. Thus she allowed the gods to get their power back and recovered balance in the Universe.

The voluntary beheading of Chhinnamasta is an act of immense love for sentient beings who beg her for help. She does it to support all that exists, like bodhisattvas who gave their lives to save others. The apparent meaning of this action is the primary sacrifice and renewal of creation. The goddess sacrifices herself, and the blood drunk by her servants renews or resurrects the world.

It is also a metaphor for decapitating the ego or releasing desire from attachment to a particular object, or the state of bodhicitta — absolute love, based on a realization of the nature of things. A severed head can also mean a state of expanded, awakened consciousness, devoid of clinging to the false idea of ​​»I» standing in the center of the world.

Chinnamasta is depicted as standing or sitting on a couple making love — this is Kama, the god of desire, and his wife Rati, who symbolizes the object or process of satisfying desire. Often this image is interpreted as suppression or control of sexual energy, which, if not tamed, can become an obstacle for the practitioner, and he, choosing between his own pleasure and the welfare of others, gives preference to the former, thus strengthening the grip of the ego. However, there is also another view.

In its crude or unenlightened form, desire is an object-oriented consciousness clinging to egotistic pleasure. At the same time, it is the primary source of human energy — the creative force, the potential of the divine demiurge, slumbering in each of us. The habit of clinging to objects of pleasure deprives us of the opportunity to manifest this potential fully. We limit ourselves to a narrow set of concepts accessible for an understanding of the narrow ego structure. Practice teaches us to transform this habit by freeing desire from attachment to objects and allowing the flow of creative power to run through us unhindered.

Chinnamasta, being the quintessence of bodhichitta, absorbs the energy of Kama and Rati’s desire, which endows her with the abilities and qualities of the mother of the Universe. Streaming up the Goddess body, this energy pours out of her head in the form of rivers of blood to feed the devotees and replenish her strength. The mating couple here is not the antipode of the Goddess, but an integral part of the rhythmic flow of power, its source from which creation as such unfolds.

Since selfish motives do not constrain the desire, it becomes a limitless force and can nourish the whole world. That is how we experience the creative power that is not tied to an object — we feel that our possibilities are expanding infinitely, and the flow of energy is directed where it is needed most. In the meantime, the mode and quality of pleasure that we experience change. It is not the joy of possession, but the joy of giving, spontaneous, unconditional, and equitable: at every moment, we are ready to share everything that we are and what we have, without choosing between friends and enemies. This willingness frees us from the disastrous embrace of the ego, who is longing to get all the world’s riches for itself. Our consciousness expands to the divine consciousness, which knows that one should lay the «head» — egocentric aspirations and concepts — on the altar of Shakti on the path to unconditional love.