Р. Фриман, М. Тэйлор «Искусство виньясы». Естественное выстраивание. Совмещение дыхания и мантры

7 октября, 2019
Главная > Блог Анны > Переводы > Ричард Фриман > Р. Фриман, М. Тэйлор «Искусство виньясы». Естественное выстраивание. Совмещение дыхания и мантры
7 октября, 2019

Чтобы усилить способность ума концентрироваться на дыхании, мы можем наложить мантру на шипящий звук дыхания. Время от времени уму нужно чем-то себя занять, и мантра дает ему задачу, напоминающую о более важной текущей работе – сосредоточиться на слушании, чтобы ослабить его естественную склонность к блужданию. С практикой необходимость в мантре может отпасть, так как изначальная мантра – звук самого дыхания – поглощает и в конечном итоге освобождает ум.

Возможно, самая знаменитая мантра, связанная с дыханием в традиции йоги – это мантра Саа-Хам (SĀ-HAṀ). На вдохе попробуйте произнести про себя звук саа – семенной звук апаны, словно нашептывая его так, чтобы только вам было слышно. На вершине вдоха есть естественная пауза – в этот момент можно представить, как будто вы произносите семенной звук праны  – хам, или на выдохе беззвучно прошептать егоВ паузе после полного выдоха ум может снова подумать о звуке саа, и так далее. Часто эту мантру называют мантрой лебедя, так как в переводе с санскрита haṁsa означает «лебедь», и если наложить Саа-Хам на дыхание, вы заметите, что через несколько повторений это превращается в Хам-Саа.

Эта мантра также считается священным звуком, связанным с параматманом — чистым сознанием за пределами отдельных существ. Можно произносить эту мантру про себя либо в виде SĀ-HAṀ // Саа-Хам (женский род «я есть она»), либо в виде –SO’HAṀ //Со-Хам (мужской род «я есть он»). Она или он – это параматман, который ощущается как открытость центрального канала. Таким образом, через эту мантру мы напоминаем себе, что «я есть она/он» или «я есть параматман – богиня или бог, представляющие собой чистое сознание». Идея о том, что вы и есть возлюбленный другой, параматман, и что вы находитесь в своем собственном центральном канале и сердце, настолько озадачивает активный ум парадоксом соотнесения с самим собой, что, ошеломленный, он готов просто слушать фоновый звук дыхания.

Какой бы смысл вы не придали мантре, совместить ее с дыханием не составит труда – произнесите звук саа на вдохе и хам – на выдохе. Теперь вы можете задаться вопросом: кто же произносит Саа-Хам – я или дыхание? Или вы спросите: «Если я есть она/он, означает ли это, что я божественный? В конце концов, что я имею в виду, когда говорю слово Я?». Такие вопросы не перестают волновать тех людей, которые много думают. Это нормально. Пусть это вас не беспокоит. Через несколько дыханий всё проясняется.

С практикой концентрация на дыхании, его мягкий тон и равномерность становятся естественными и не требуют усилий. Это приводит к тому, что все уголки областей ощущений и чувств наполняются Праной, чтобы ум мог отдохнуть, и тогда тело и ум становятся единым целым. В этом состоянии мы можем ясно воспринимать чувства, мысли и ощущения, реагируя на них с добротой и невозмутимостью. Фокусироваться на звуке дыхания уджайя и развивать его – неотъемлемая нить внутренней практики Аштанга Виньяса йоги. Это тренирует ум слушать и погружаться в звук, преобразуя движение из набора шаблонных действий в медитацию в движении.   

Перевод: Юлия Вашталова, Анна Гурьева.